Последние новости

В Министерстве труда сообщили о разработке программы по обучению пенсионеров
В Анкаре почтили память погибшего российского посла
Трамп отдал приказ о выводе американских войск из Сирии
Киев отказался от «рождественского перемирия»
АиФ.ru 20 декабря проведет текстовую трансляцию пресс-конференции Путина
В ДНР заявили о присутствии британского спецназа в Донбассе
Путин выступит на вечере в честь Дня работника органов безопасности
ДНР и ЛНР предложили Киеву заключить перемирие с 22 декабря
В МИД рассказали об объемах российской помощи странам Африки
Госудма приняла законопроект против фиктивных браков
Ева Корсакова: «Многие фото „богинь“ одинаковые»
«Фиксики-шоу»: будет весело
Медведев поздравил депутатов Госдумы с наступающим Новым годом
GT-версия смартфона Lenovo S5 Pro обзавелась процессором Qualcomm Snapdragon 660
«Мобайл Трейд» представила на российском рынке детские «умные» часы под собственным брендом GEOZON
Депрессия и тревожность опасны для здоровья не меньше, чем курение и ожирение
МИД Китая призвал уважать суверенитет и независимость Сирии
Госдума приняла проект закона о смягчении статьи об экстремизме
На Кубе не стали разрешать однополые браки
МИД Канады сообщил о задержании третьего гражданина страны в Китае
Армения стала страной года по версии The Economist
Госдума приняла пакет законов о расширении полномочий детских омбудсменов
Астролог составила финансовый прогноз на 2019 год
Стиль беременной Маркл: первый модный провал
Япония заявила РФ протест из-за строительства жилья для военных на Курилах
Совбез РФ: Патрушев и Болтон наладили динамичный диалог
Недосыпание делает нездоровую пищу более привлекательной
Microsoft планирует представить в ближайшее время сразу две новые игровые консоли следующего поколения
HTC собирается дать отпор iPhone в следующем году
Вопросы Путину на пресс-конференции будут об экономике и ситуации в мире
В 2019 году на Украине отметят день рождения Бандеры
Больше новостей

Центр защиты: автомобили Чернобыля

Авто
782
0
Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья
Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!
И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.
Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

КАПСУЛА ЖИЗНИ


Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.
Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации
Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.
Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1
Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.
Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.
Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым
Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.
Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем
Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.
КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой
Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

«ТАДЖИКИСТАН — 3205»


Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.
Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.
ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н
Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.
«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.
«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане
Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.
Могильники зараженной техники в зоне отчуждения
Конечно, те, кто создавал защищенные машины, накопили большой и необычный инженерный опыт. Но прошло тридцать лет. Иных уж нет, а мы живем совсем в других странах, с абсолютно другими страстями и заботами. Лучше бы, конечно, такой опыт предков нам никогда не пригодился. Но иногда все-таки задумываешься: смогли бы мы сейчас им воспользоваться? Если, не дай бог, понадобится...

0 комментариев