Последние новости

Заключенных начнут размещать в тюрьмах ближе к проживанию родных
Британия заподозрила РФ в причастности к задержанию танкера Stena Impero
На Украине пройдут внеочередные парламентские выборы
Зеленский опубликовал видео с ржавым ракетным крейсером «Украина»
Пенс: в 2020 году США отправят астронавтов в космос на своей ракете
Посол Украины в Берлине сказал, что Киев утратил доверие к ФРГ
Помпео заявил главе МИД Турции, что разочарован сделкой по С-400
Партия Зеленского выбрала спикера Верховной рады - РБК
Глава МИД Ирана прокомментировал задержание танкера в Ормузском проливе
Полторак заявил, что Зеленский не толкал его на встрече
В Москве завершился митинг оппозиции
Бахрейн призвал Иран немедленно освободить британский танкер
В Киеве зарегистрировали 642 нарушения перед выборами в Верховную раду
Во Франции создадут команду писателей-фантастов для прогнозов будущих угроз
Экипаж танкера Stena Impero останется на борту до конца следствия
Болтон заявил, что США будут давить на Венесуэлу вплоть до отставки Мадуро
В Германии признали неэффективными санкции против России
США начали подготовку к военной операции «Стриж» в Персидском заливе
Украинцы возмущены поведением Зеленского на встрече с Полтораком
Саакашвили сообщил о снятии своей партии с выборов в Раду
Украинский министр высмеял указ Зеленского
Косачев: РФ должна добиваться от Ирана соблюдения прав задержанных россиян
На захваченном в Иране танкере находятся трое российских моряков
Режиссер Оливер Стоун попросил Путина стать крестным для своей дочери
Путин оценил ситуацию на Украине после выборов президента
Путин сообщил о переносе саммитов БРИКС и ШОС из Челябинска в Петербург
Борисова назвала ожидаемой реакцию украинских националистов на ее приезд
От предотвратимых медицинских ошибок страдает 1 из 20 пациентов
Ученые: Кофе не влияет на риск развития рака
На Украине ресторан вывесил табличку с оскорблением русскоязычных
Путин прибыл с визитом в Магнитогорск
Больше новостей

Беспощадная «Катюша», или Концерт «сталинского органа»

Авто
561
0
Почему БМ-13 прозвали «Катюшей» — неизвестно. В числе популярных версий — от литеры К в обозначении завода им. Коминтерна и по мотивам знаменитой песни. Кстати, её в армии переиначили на свой лад. Залпы «Катюш» под солдатский концерт — в нашем видео

Как работали «Катюши»?


Историки до сих пор спорят, был ли в реальности огневой налёт первой батареи «Катюш» капитана Флёрова на станцию Орша 14 июля 1941 года. Или же в учебники истории логичнее вписать обстрел Рудни, случившийся 10 днями позже и подтверждённый не столько легендами, сколько архивными данными. Но это, по большому счёту, не так важно — реактивные снаряды применялись и раньше, а корнями эта технология вообще уходит в средневековье. Те же немцы с первых дней войны использовали шестиствольный миномёт Nebelwerfer. Но именно в Красной Армии смогли придать новому оружию необходимую мобильность, массированность и эффективность за счёт установки на автомобильное шасси, получив в итоге мощное средство устрашения противника.
10фотографий10фотографий10фотографий«Катюши» сводились в батареи, дивизионы, полки, бригады, дивизии. Применять машины по одиночке было бессмысленно из-за низкой кучности попаданий. К примеру, согласно таблицам стрельбы 1942 года, на дистанции 3000 м снаряд М-13 давал отклонение по дальности 257 м, а в боковом направлении — 51 м
Дивизионы БМ-13 в начале войны работали по тактике «ударил — смылся». Внезапно появлялись на скрытом рубеже, делали залп, перепахивая позиции Вермахта «по площадям», и тут же исчезали в лесах. И пусть урон от таких обстрелов не всегда был катастрофическим, психику вражеских солдат налёты «Катюш» расшатывали изрядно. А наши бойцы, в свою очередь, охотнее поднимались в атаки после такой артподготовки. Чем не чудо-оружие?
Неудивительно, что за «сталинскими органами» велась охота. Батареи реактивных миномётов пытались накрыть авиацией и артиллерией по горячим следам или же отбить в ходе диверсионных акций. Зачастую немцам это удавалось. Не случайно на каждой БМ-13 крепился заряд взрывчатки для самоподрыва при угрозе захвата. А боевой расчёт давал клятву погибнуть, но не отдать врагу установку. Поэтому в наши дни увидеть фронтовую «Катюшу» практически нереально. В музеях и на постаментах обычно стоят грубые макеты на послевоенных шасси различных грузовиков.
[img]http://auto.mail.ru/cdn.thinglink.me/api/image/801716024452841473/1024/10/scaletowidth#tl-801716024452841473;1043138249[/img]
За время войны в СССР изготовили более 12 миллионов реактивных снарядов и свыше 10 тысяч установок залпового огня различных типов

А как стреляли?


Нашу же машину ветераном Великой Отечественной с натяжкой назвать можно. Полноприводное шасси ЗиС-151 выпущено не ранее 1950 года, но сама установка залпового огня была сделана воронежским заводом им. Коминтерна в 1943 году. И, что самое важное, гвардейский миномёт стараниями 147-й автобазы Министерства обороны сохранился почти в идеальном состоянии!
Пусковая установка наводилась на цель посредством обычной артиллерийской панорамы, а также нехитрых механизмов подъёма и поворота. Само собой, данные для стрельбы готовились заранее — до выезда батареи на позицию
Поэтому на время перенесёмся из Москвы ХХI века в горящую Белоруссию. Вместо вычищенного плаца элитной воинской части — лесная полянка. Фоном уже не новостройки, а сосны да ёлочки. И в небе вот-вот покажется немецкая авиация. Надо спешить — на развёртывание даётся 2-3 минуты! Но перевести БМ-13 в боевое положение вовсе не так просто. Без особых усилий тут делаются только две вещи: раскладывается артиллерийский прицел и крутится ручка коммутатора пульта управления огнём. Опустить опоры-стабилизаторы, навести ферму с направляющими на цель, откинуть защитные щитки кабины — всё это требует недюжинных физических усилий. Неудивительно, что расчёт БМ-13 составлял до 10 человек, причём 2-4 бойца были заряжающими. Ведь им, помимо прочего, за кратчайшее время приходилось монтировать на 16 рельсовых направляющих 132-мм снаряды М-13 массой 42 кг каждый.
Повысить точность огня помогали домкраты в задней части рамы — они снижали раскачку машины при стрельбе
Залп длится мгновение — 7-10 секунд. За это время гвардейский миномётный полк «Катюш» (их формирование началось в январе 1942 года) на расстоянии до 8,5 км испепелял площадь свыше 100 гектаров. Это не метафора — температура осколков, благодаря особой технологии подрыва, достигала 600-800 градусов. Они поджигали всё вокруг, превращая целевой квадрат суши в огненный ад. Так появилась легенда о термитных зарядах «Катюш», хотя на самом деле они были обычными осколочно-фугасными.
Проверил предохранители, включил пульт управления огнём и... За один оборот рукоятки замыкается контакт одного реактивного снаряда. То есть скоростью вращения диска регулируется темп стрельбы

А как на них ездили?


Пора сматываться, и я прыгаю на место водителя. В кабине ЗиС-151 рослому человеку тесно. Перед глазами нависает козырёк крыши, обзорность по бокам, а тем более назад вообще никакая. Задница едва умещается на «табуретке», стенка кабины диктует вертикальную посадку, а колени чуть не упираются в железную переднюю панель. Из декора здесь только картонная обшивка потолка, да дерматин на сиденьях. Остаётся утешать себя лишь тем, что в ЗиС-6 и даже американском «Студере» военных времён шофёру жилось ещё хуже.
[img]http://auto.mail.ru/cdn.thinglink.me/api/image/801727387933868033/1024/10/scaletowidth#tl-801727387933868033;1043138249[/img]
Цельнометаллическая кабина появилась на ЗиС-151 в 1950 году, на ранних машинах её частично делали из дерева. Другие подробности быта водителя – на «живой» картинке. Просто наводи курсор на точки!
Поворот ключа в замке, под капотом хрюкнул двигатель и... затих! Лишь через щели в кабину пошли пьянящие ароматы низкооктанового бензина и выхлопных газов. Рядная «шестёрка» конструктивно полностью уравновешена и потому работает очень плавно, можно сказать шепчет. С 5,6 л рабочего объёма снимается всего 95 сил, зато и тяга у низкооборотного карбюраторного агрегата будь здоров. Пусть даже на нашей «Катюше» мотор только что перебрали и не успели толком настроить карбюратор, поэтому при старте приходится подгазовывать. Ничего, ведь педаль акселератора напольная — как у иных современных спорткаров.
От струй выхлопных газов реактивных снарядов водителя и командира закрывали откидные щитки кабины
Грузовик с реактивной установкой на спине охотно трогается на второй передаче и под вой многокарданной трансмиссии споро набирает ход. Вот только максималка — смешные по нынешним временам 55 км/ч, да и расход топлива под полтинник. К тугой пятиступенчатой механике надо привыкать, а в поворотах приходится наматываться на огромный руль, иначе его не провернёшь — усилителя нет. С другой стороны, ЗиС-151 своей кондовостью внушает чувство надёжности. До тех пор, пока не нажмёшь на тормоз. Педаль пневмопривода мягкая и очень ватная — прогнозировать замедление трудно, да и останавливаться «Катюша» не торопится...
Предельная простота пусковой установки и полноприводного шасси «Катюши» стали залогом надёжности. БМ-13 применялись даже в Афганистане, до их замены более современными «Градами» БМ-21
Или может так только кажется? Ведь вместо укрытия от вражеских снарядов мы неспешно едем в тёплый музейный гараж. А спустя 70 с лишним лет подвиги гвардейских миномётчиков в Сталинграде, на Курской дуге, при взятии Берлина кажутся такими далёкими... Спросите у ветеранов — они многое отдали за то, чтобы Вторая мировая стала для «сталинского органа» последней гастролью. И не их вина, что «Катюшам» пришлось стрелять в Корейской войне и стать идейной основной для «Градов», «Ураганов», «Смерчей» и прочих смертоносных машин залпового огня реактивной артиллерии. Времена были такие...

Как появилась «Катюша»?


«Он не вернулся из боя...», или С чего начиналась Победа
«Я убит подо Ржевом...», или Неизвестные страницы войны с «УАЗ Хантер»
Атака мертвецов и вечный часовой: забытая история Первой мировой

0 комментариев