Последние новости

Созданием детской железной дороги займутся в Калуге
Армия Хафтара схватила американского пилота, воевавшего на стороне ПНС
Путин и Трамп проведут переговоры на саммите G20 в Японии 28 июня
Гуайдо заявил о непричастности к новой попытке госпереворота в Венесуэле
Пушков заявил, что в ПАСЕ не обратили внимание на уход делегации Украины
Словакия не ставит под сомнение решение ПАСЕ о восстановлении прав РФ
В Ингушетии прокомментировали назначение врио главы республики
Сенат США может ограничить полномочия Трампа по началу войны против Ирана
Лидер партии «Слуга народа» заявил о нецелесообразности выхода из ПАСЕ
Украина не станет допускать на выборы в Раду наблюдателей ПАСЕ от России
Работница бара в Чикаго плюнула в лицо сыну Трампа
Министры обороны НАТО согласовали меры реагирования в случае распада ДРСМД
Власти Венесуэлы заявили о предотвращении новой попытки госпереворота
Представитель Хорватии избрана новым генсеком Совета Европы
Трамп рассчитывает на «хороший разговор» с Путиным на саммите G20
Нового главу Ингушетии выберут 8 сентября
Путин принял отставку главы Ингушетии Евкурова
Россия направила ноту Украине по инциденту в Керченском проливе
Украинская делегация покинула ПАСЕ после возвращения полномочий России
Матвиенко считает, что делегация РФ в ПАСЕ будет работать эффективно
В Госдуме сравнили постпреда Зеленского в Крыму с «тенью отца Гамлета»
На выборах в парламент Украины в избирательный бюллетень войдет 21 партия
Российской делегации в ПАСЕ вернули полномочия в полном объеме
Петр Толстой выступил в ходе заседания ПАСЕ
Суд окончательно запретил Компартии Украины участвовать в выборах в Раду
Медведев поддержал инициативу о конфискации машин после «пьяных» ДТП
Трамп заявил, что считает Россию потенциальным противником США
Помощник президента РФ рассказал о предстоящей встрече Путина и Трампа
Новые данные: ЭКО увеличивает риск рака молочной железы
На линии соприкосновения у Станицы Луганской начался отвод вооруженных сил
Иран намерен ускорить процесс обогащения урана после 27 июня
Больше новостей

Грузовики ЗИЛ: редкие и знаменитые

Авто
1 392
0
Ранний АМО-Ф15, он же в прошлой жизни Fiat 15 Ter. Многие годы автомобиль называли «первым советским». Но это, строго говоря, не так
Машина грузоподъемностью 1500 кг к тому времени явно устарела. Поэтому ее неоднократно модернизировали. В частности, ввели электрическое освещение, стартер и даже звуковой сигнал. Вместо брезентовой сделали нормальную жесткую крышу. Изменили задний мост в расчете на груз в 2 т. Но было очевидно: древнему грузовику пора в отставку.

С приветом из Америки


Договорились с довольно известной в те годы американской фирмой Autocar, чьи грузовики оснащали надежными моторами Hercules. Завод капитально реконструировали, и в 1930-м появились первые АМО-2, собранные еще из американских деталей. Автомобиль грузоподъемностью 2500 кг оснащали рядным 6-цилиндровым мотором объемом 4,9 л мощностью 60 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач.
АМО-2 грузоподъемностью 2,5 т, собранный еще из американских комплектующих
Передние тормоза были гидравлическими, задние — механическими. Позднее от гидравлики отказались, поскольку советская промышленность не могла освоить надежные уплотнения. До 1931 года изготовили 1710 АМО-2, на смену которым пришел АМО-3, несколько измененный и собранный полностью из отечественных комплектующих.
Именно на базе этой модели в 1932-м создали первый для завода седельный тягач АМО-7. Но он остался опытным образцом, серийное производство тягача ЗИС-10 — уже на базе знаменитой трехтонки ЗИС-5 — начали только в 1935-м.
Первый седельный тягач завода — опытный АМО-7

Уважаемый «Захар Иванович»


Эпохальный для завода, теперь знаменитый ЗИС-5 («трехтонка», «Захар Иванович», а чаще просто «Захар»), пошел в производство в 1933-м. В Москве грузовиков этой модели и ее модификаций сделали до 1948-го более полумиллиона. А полный тираж трехтонки, которую производили в Ульяновске на УльЗИС (позднее — УАЗ) и на УралЗИС в Миассе приблизился к миллиону. Автомобиль по сравнению с АМО-3 сильно изменили. До 3000 кг подняли грузоподъемность, двигатель объемом 5,6 л развивал уже 73 л.с. Тормоза были механическими. А на часть машин, особенно во время Великой Отечественной войны, ставили только задние тормоза. На базе ЗИС-5 делали множество модификаций, в том числе газогенераторные и газобаллонные автомобили, длиннобазные версии ЗИС-11 и ЗИС-12.
Длиннобазный ЗИС-12 с низкой рамой для монтажа мощных прожекторных установок
В 1937-м в Москве изготовили первый опытный образец грузовика нового поколения. По плану грузоподъемность должна была составлять 5000 кг по хорошим дорогам и 3500 кг по грунтовым. Автомобиль отличала цельнометаллическая трехместная кабина, топливный бак на 100 л, форсированный до 82 л.с. мотор (такой уже ставили на автобусы ЗИС-16). До начала войны сделали еще несколько прототипов, но в серию новый грузовик пошел только в 1947-м.
ЗИС-15, поздний опытный образец 1939 г
Причем первые послевоенные ЗИС-150 отличались частично деревянной кабиной, поскольку в стране тогда не хватало металла. Грузоподъемность ограничили четырьмя тоннами, зато мотор 5,6 л развивал 90, а затем и 95 л.с. ЗИС-150 (позднее ЗИЛ-164) делали во множестве модификаций, в том числе в Румынии и Китае. Всего собрали более 750 тысяч грузовиков.
Ранний послевоенный ЗИС-150 еще с деревянно-металлической кабиной

Грузовик — миллионник


Но абсолютный рекорд принадлежит, конечно, ЗИЛ-130. Работы по новой модели с запланированной грузоподъемностью 4000 кг начали в 1956-м.
Один из прототипов будущего ЗИЛ-130, 1956 г.
Предполагали ставить на нее мотор V6 мощностью 130 л.с. Но грузоподъемность подняли до 5000 кг, кроме того планировали делать версию для постоянной работы с прицепом и седельный тягач.
Опытный образец ЗИЛ-130 с пластиковой кабиной
Поэтому автомобиль получил двигатель V8 объемом 6 л, созданный на базе агрегата для лимузина ЗИС-111. Мощность в 150 л.с. поначалу даже считали избыточной.
Серийное производство ЗИЛ-130 начали в 1963-м, а дожил этот грузовик, немного модернизированный и уже под именем ЗИЛ-431410 до... 1995-го! Общий тираж составил почти 3,5 миллиона экземпляров! За эти годы сделали десятки разнообразных модификаций и построили множество опытных образцов для отработки тех или иных технических решений. В частности, создали 130-й с пластиковой кабиной в американском стиле.

Носатый


С появлением трехосного ЗИЛ-133 150-сильного мотора стало не хватать. Спроектировали модификацию с дизелем ЯМЗ-641 — позднее КамАЗ-740. Заодно усилили трехоске заднюю подвеску и поставили унифицированные с КамАЗом тормоза. Новый мотор потребовал изменения передка автомобиля — ЗИЛ-133ГЯ получил кабину с характерным выступающим «носом» и крупными прорезями решетки радиатора. Серийное производство начали в 1979-м. При снаряженной массе 7610 кг грузоподъемность составляла 10 000 кг. Дизель рабочим объемом 10,85 л развивал 210 л.с. и позволял достигать скорости 85 км/ч. Трехосное семейство ЗИЛ-133 с различными моторами официально выпускали аж до 2000 г.
Трехосный ЗИЛ-133ГЯ оснащали дизелем КамАЗ
Задолго до появления капотного дизельного автомобиля, еще в 1968-м, ЗИЛ получил задание создать 8-тонный грузовик с бескапотной кабиной и тремя осями для уменьшения нагрузки на дорогу. Первый автомобиль — тягач ЗИЛ-170В-75 (последние цифры указывали на запланированный срок начала серийного производства) — появился уже в конце 1968-го. На передке кабины красовались большие буквы — ЗИЛ. Затем построили шасси КамАЗ-5510 и бортовой КамАЗ-5320. Автомобили получили ярославский (позднее его делали на КамАЗе) мотор мощностью 210 л.с., пятиступенчатую коробку передач с делителем, блокируемый межосевой дифференциал. В 1971-м автомобили прошли госиспытания, серийное производство в Набережных Челнах начали по плану — в 1975-м.
Опытный образец бортового КамАЗа-5320 нес на кабине огромный логотип ЗИЛ

«Бычок» слабого здоровья


В начале 1990-х спрос на выпускаемые ЗИЛом грузовики стал катастрофически падать. На заводе задумали малотоннажный автомобиль, поскольку интерес к машинам такого класса был заметно выше. Основным условием было максимально использовать имеющиеся узлы и агрегаты, а также кабину ЗИЛ-4331, поскольку для ее производства завод закупил дорогое оборудование.
Прототип трехтонки новой эпохи — ЗИЛ-5301 «Бычок» — оснастили еще круглыми фарами
Был объявлен конкурс. К. Лебедев предложил бескапотный автомобиль, прототип которого построили на шасси Mercedes-Benz, а К. Потехин полукапотный, собранный на базе Renault. Выбрали второй вариант, под именем ЗИЛ-5301 «Бычок» он пошел в серию в конце 1994 г. Единственным подходящим двигателем оказался минский тракторный четырехцилиндровый ММЗ-245 объемом 4,75 л мощностью 109 л.с. Машина грузоподъемностью 3000 кг получила гидравлические тормоза с пневмоусилителем, спереди — дисковые.
Это все тот же ЗИЛ-4331, но с китайской кабиной и минским мотором
«Бычок» стал главной надеждой завода. Росло число модификаций, но огромного спроса на автомобили не было. Водители жаловались на неудачно подобранные передаточные числа трансмиссии, низкое качество изготовления, вибрации от двигателя. Со временем появился 136-сильный форсированный минский мотор, предлагали и импортные агрегаты, но производство постоянно падало и окончательно сошло на нет в 2013-м.
За три года до этого завод показал новый среднетоннажный бескапотный автомобиль, который, по сути, представлял собой... ЗИЛ-4331, то есть — модернизированный ЗИЛ-130 с кабиной китайского производства и все тем же минским тракторным мотором, мощность которого довели до 157 л.с. Похоже, даже создатели машины не верили в ее перспективы. В истории она останется, скорее, неким курьезом — документом эпохи окончательного упадка некогда знаменитого завода...

0 комментариев