Последние новости

Жительницу Москвы задержали за издевательство над 90-летней женщиной
Киев подтвердил намерения открыть новый пункт пропуска в Донбассе
В России по программе "Стимул" возвестят еще 7 млн "квадратов" жилья - Недвижимость, 19.10.2020
Фоторепортаж с матча Первой лиги «Кайрат-Жастар» — «Атырау» 0:2
«Номад» в серии буллитов проиграл «Алтаю-Торпедо» в матче чемпионата РК
«Кулагер» по буллитам уступил «Актобе» в матче чемпионата РК
Принесшая победу шайба Старченко в матче «Ак Барс» — «Барыс» вошла в ТОП-10 лучших голов недели КХЛ
Тренер «Барыса» совершил рывок в рейтинге КХЛ
Легендарный Хулио Сезар Чавес высказался о бое своего сына с Головкиным
В Полдневном Тушине по реновации возвестят более 500 тысяч "квадратов" жилья - Недвижимость, 19.10.2020
Следователи Крыма проверят информацию о выдаче сироте квартиры с плесенью - Недвижимость, 19.10.2020
Трамп отметил патриотизм и деловые качества армян
Путин направил письмо участникам торжественного вечера в честь 75-летия ООН
Мэр Архангельска Игорь Годзиш подал в отставку
Дом по программе реновации отдадут в районе Люблино в 2020 году - Недвижимость, 19.10.2020
Покинувший «Сарыарку» хоккеист нашел себе новый клуб
«„Кайрату“ было не комфортно, Жоао Пауло тащит „Ордабасы“». Вахид Масудов разобрал матчи 13 тура КПЛ и назвал его главных героев
Бывший нападающий «Астаны» Кабананга дебютировал в новом клубе Григорчука
«Актобе» отправил четыре безответных мяча в ворота «Байконура»
«Бейбарыс» одержал победу над «Арланом» в матче чемпионата РК
«Многие мячи придерживал». Григорчук оценил дебют экс-игрока «Астаны» Кабананги за новый клуб
«Бросал вызов Головкину». Чемпиона мира раскритиковали за нелепый шаг
«Иртыш» обыграл «Алматы» в матче чемпионата РК
Почти половина беременных с тяжелым токсикозом страдает от депрессии — исследование
ОКБ: в сентябре россиянам выдали рекордные 170 тыс ипотечных кредитов - Недвижимость, 19.10.2020
На чиновников Минстроя Чувашии заведено девало из-за жилья для сирот - Недвижимость, 19.10.2020
Власти Кубани проложат реформу градостроительной политики края - Недвижимость, 19.10.2020
Крайний Норд подготовил к зиме 92% топливно-энергетических ресурсов - Недвижимость, 19.10.2020
СПЧ выканючивает доработать проект закона о комплексном развитии территорий - Недвижимость, 19.10.2020
Инфекционную больницу под Челябинском возвестили на 90% - Недвижимость, 19.10.2020
Тендер на постройка очистных сооружений обнародован в Геленджике - Недвижимость, 19.10.2020
Больше новостей

ЯАЗ, КрАЗ и двухтактные дизели: послевоенная тяжёлая автотехника для Советской армии

Авто
383
0

Военные грузовики Ярославского автомобильного завода

Поза ЯАЗа стало в корне меняться в гробе 1944-го, когда в новоиспеченных цехах взялись монтаж оборудования для выпуска двухтактных дизельных двигателей корпорации GMC. В 1945-м взялись собственные первообразы с объёмной фигуркой ярославского топтыгина на капоте. С готовностью моторного цеха их сборка возникла в 1947-м.
Один-одинехонек из первообразов дизельного грузового автомобиля ЯАЗ-200. 1945 год
Семейство ЯАЗ-200(1945-1950 гг.)На бортовом семитонном грузовике ЯАЗ-200 ввели собственный четырехцилиндровый дизель мощностью 110 л.с. и деревянную кабину. В 1949-м он прошёл военные испытания и затем применялся на транспортных операциях, буксировал артсистемы и участвовал в парадах. На его шасси были возвещены первые самосвалы ЯАЗ-205 и выпущена партия 135-сильных седельных тягачей ЯАЗ-200В.
Предсерийный путевой грузовик ЯАЗ-200 с 110-сильным дизелем. 1947 год
Несмотря на краткосрочный стадия изготовления этих машин, на их базе поспели создать начальный аэродромный бензозаправщик БЗ-200 и пятитонный автокран К-51 для выполнения инженерных работ.
Аэродромный бензозаправщик БЗ-200 с цистерной емкостью 7800 литров на шасси ЯАЗ-200. 1948 год
Многоцелевой пятитонный механический автокран К-51 «Январец» на шасси ЯАЗ-200. 1949 годСемейство ЯАЗ-210 и его военные исполнения(1948–1958 гг.)В апреле 1948-го были возвещены первообразы 12-тонного грузовика ЯАЗ-210 с задними двускатными ведущими колёсами и упрощенной кабиной с облицовкой дверей из деревянных реек.
Первообраз трёхосного грузовика ЯАЗ-210 с деревянной кабиной. 1948 год(архив 21 НИИЦ)Серийный вариант оборудовали шестицилиндровым дизелем в 165 сил, индивидуальными приводами задних мостов и цельнометаллической кабиной. В базовом исполнении он поступал в Советскую армию, где доставлял бедственные грузы и выполнял функции артиллерийских тягачей.
Испытания грузовика ЯАЗ-210 с 165-сильным дизелем, тянувшим более одной тонны. 1949 годВ небольших числах был сконцентрирован грузовик ЯАЗ-210А с басистой грузовой платформой и барабанной лебёдкой за кабиной. Помимо грузовых операций он выступал роль бедственного транспортёра-тягача для буксировки 15-тонных пушек или прицепов.
Особенный грузовик ЯАЗ-210А с металлическим кузовом длиной 5,3 метра и центральной лебёдкой. 1949 годВ 1951-м на шасси ЯАЗ-210 создали самый крупный искушенный каркасно-металлический «большой высокий» кузов БВ для ремонтных мастерских с бессчетными боковыми окошками. На той же базе монтировали 10-тонные дизель-электрические автокраны К-104 и 12-тонные К-121.
Самый крупный обитаемый войсковой кузов-фургон БВ для полевых мастерских. 1951 годНачальный бедственный 215-сильный седельный тягач ЯАЗ-210Д на укороченном шасси ЯАЗ-210 предназначался для буксировки полуприцепов и артсистем абсолютной массой до 30 тонн. Его особенностями были отбор сдавленного духа для тормозов прицепного состава и лебёдка за кабиной водителя, какую можно было заменить двумя запасными колёсами.
Тягач ЯАЗ-210Д с деревянной обшивкой кабины и лебёдкой за кабиной водителя. 1951 год
Другой вариант седельного тягача ЯАЗ-210Д с двумя запасными колёсами вместо лебёдки. 1953 годВ сильях основными буксируемыми оружиями для ЯАЗа-210Д изображали двухосные аэродромные полуприцепные бензозаправщики БЗ-16 и топливозаправщики ТЗ-16 со стальными эллиптическими цистернами емкостью 16 тысяч литров горючего и автономными моторами от «Победы» М-20 для привода насосов.
Автопоезд с тягачом ЯАЗ-210Д и заправочной цистерной ТЗ-16. 1952 год(архив 21 НИИЦ)С 1951 года завод выбрасывал жидкий в отечественной автомобильной индустрии балластный тягач ЯАЗ-210Г с дизелями мощностью 165 или 215 л.с., прямым идейным первообразом какого почитается американский вариант Diamond Т-981. В первом исполнении на тягаче применялся сварной кузов с плавными бортами, в какой для повышения тягово-сцепных качеств машины загружали до восьми тонн балласта, позволявших буксировать прицепы массой до 30 тонн. Во втором варианте на нём монтировали низкобортный металлический кузов с надставными бортами, тентом и долевыми скамьями для 12 человек боевого расчёта.
Тягач ЯАЗ-210Г с металлическим балластным кузовом и центральным благоволением лебёдки. 1951 год
Армейский тягач ЯАЗ-210Г с высокобортным вариантом кузова без лебёдки. 1954 год(архив 21 НИИЦ)Военный грузовик ЯАЗ-214(1951/1956-1959 гг.)
Первообраз полноприводного грузовика ЯАЗ-214 с задними двускатными колёсами. 1951 годЭтот семитонный грузовик стал первым полноприводным дизельным автомобилем Советской армии. Его первообразы на шасси ЯАЗ-210 сконцентрировали в начале 50-х, и всего в 1956-м удалось приступить к серийному изготовлению модели ЯАЗ-214 с двигателем мощностью 205 л.с., пневматическим усилителем кормчего механизма, всеми односкатными колёсами и кузовом с долевыми скамьями на 18 человек индивидуального состава.
Серийный дизельный грузовик ЯАЗ-214 со всеми вездеходными односкатными колёсами. 1958 годВоенное оборудование на шасси ЯАЗ-214Для особенных круглее была разработана доверительная система маркировки спецшасси 214Ш. Примерно, машина ЯАЗ-214Ш-7 предназначалась для испытаний перспективных систем ракетного вооружения и снабжалась особыми устройствами и валами отбора мощности для привода надстроек.
Спецмашина ЯАЗ-214Ш-7 для транспортировки и испытания бедственных войсковых систем и вооружения. 1958 годПо военным заказам в единичных манерах ЯАЗ собирал седельные версии ЯАЗ-214 с опорно-сцепным устройством от тягача МАЗ-200В, а подмосковный военный завод № 38 на таковом шасси сконцентрировал автопоезд КТ-214-40П с синхронным управлением колёс полуприцепа, какой планировалось использовать под доставку и установку ракетного оружия.
Автопоезд КТ-214-40П с седельным тягачом ЯАЗ-214 и полуприцепом со всеми управляемыми колёсами. 1961 годНаиболее знаменитой была самая мощная на то времена советская система залпового жара БМД-25 или пусковая установка 2П5 тактического ракетного комплекса «Коршун» со спиральными направляющими для шести ракет калибра 250 мм с дальностью поражения 55 километров.
Ракетные установки БМД-25 комплекса «Коршун» на военном параде в Москве. 1959 годАвтомобильное производство в Ярославле просуществовало больно недолго: в гробе 1959-го его всецело перебросили на Кременчугский автозавод(КрАЗ), а ЯАЗ переключился на выпуск дизельных двигателей. К тому времени было сконцентрировано 1265 машин ЯАЗ-214, какие в Кременчуге получили марку КрАЗ-214.Военные грузовики КрАЗ-214(1959–1967 гг.)Вторично рождённые грузовики 214-й серии вышли с конвейера КрАЗа в декабре 1959 года и ничем не выдавались от ярославского предшественника, не считая усиления лонжеронов рамы. С 1963-го завод выбрасывал наиболее разблаговещенную версию 214Б с усиленным передним мостом и телескопическими гидроамортизаторами. Вариант 214М владел экранированное электрооборудование.
Испытания экспортного варианта автомобиля КрАЗ-214Б по форсированию неглуб/окой речки в ГерманииВоенное оборудование на шасси КрАЗ-214К категории радиотехнических оружий связи на базе КрАЗ-214М глядели всего радиолокационные высотомеры серии «Наклон» для пеленгования низколетящих воздушных круглее. В разделе оружий обеспечения ракетных комплексов заключалась автоцистерна АКЦ-4-214М емкостью 4000 литров кислотного меланжа – одного из компонентов ракетного топлива.
Особая экранированная автоцистерна АКЦ-4-214М для доставки элементов ракетного топлива

Инженерная и боевая автотехника

В 50-60-е годы на вооружение было встречено несколько обликов войсковых одноковшовых экскаваторов серии Э-305 с кабинами операторов на поворотной платформе и вспомогательными дизелями мощностью до 48 сил. Всегдашне их применяли для сооружения фортификационных сооружений, убежищ и котлованов, а также подъёма грузов массой до четырёх тонн.
Механический экскаватор Э-305В с герметизированной рабочей кабиной в Всенародной армии ГДР. 1961 годПроведение инженерных работ на мёрзлых песчаных и глинистых грун­тах обеспечивала сваепогружающая машина МЗС-13 путем завинчивания свай на глубину до восьми метров, винтообразные лопасти каких прорезали грунт без разрушения его структуры.
Машина МЗС-13 для бурения скважин посредством стальных или пластиковых лопастей диаметром до 1,2 метраС 1963 года на шасси КрАЗ-214/214Б с задними домкратами и лебёдкой устанавливали первые тяжёлые механизированные мосты ТММ с двумя раскладными двухколейными мостовыми блоками для наведения переправ с шириной проезжей части близ четырех метров.
Мостовая машина ТММ со уложенными секциями в Ленинградском артиллерийском музее(фото автора)Один-одинехонек комплект ТММ заключался из четырёх мостоукладчиков с гидравлическими и тросово-блочными приводами исполнительных механизмов и использовался для возведения переправ длиной до 40 метров сквозь неглубокие водные преграды, овраги и рвы.
Развертывание блоков двухколейного механизированного моста ТММ в вооруженных силах ГДР. 1963 годВ то же времена завершились испытания раскладного понтонно-мостового парка ПМП, на каком впервинку в мире применялись герметичные раскладные модульные паромы. В его состав входили 32 грузовика КрАЗ-214 для транспортировки элементов моста. При их визгливом торможении во времена движении задним ходом у кромки водоёмов они сбрасывались на поверхность воды и самодействующи раскрывались, образуя наплавные мосты длиной до 230 метров и шириной проезжей части в восемь метров.
Модульное раскладное звено понтонно-мостового парка ПМП в музее артиллерии(фото автора)По наследству от ЯАЗа новоиспеченной машине перепало кратковременное продолжение сборки и испытаний пусковых установок БМД-25 комплекса «Коршун», какие по кучности попадания не удовлетворяли военных. Настолько в 1960 году все работы над ними пришлось застопорить.
Боевые система залпового жара БМД-25 комплекса «Коршун» на грузовиках КрАЗ-214. 1960 годВарианты и военное оборудование грузовика КрАЗ-219(1959–1965 гг.)С переездом в Кременчуг продолжился выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 с 180-сильным дизелем, разработанного в Ярославле для замены ЯАЗа-210. С 1963-го выпускался вариант 219Б с доработанным двигателем. На этих шасси базировались седельные тягачи КрАЗ-221 и 221Б для буксировки полуприцепных систем массой до 30 тонн.
Тяжёлый многоцелевой грузовик КрАЗ-219 – наследник ярославских конструкций. 1959 годВ 60-е на спецшасси КрАЗ-219П была создана кислорододобывающая станция АКДС-70М для получения из духа водянистого и газообразного кислорода и азота. Она размещалась в двух машинах с каркасно-металлическими фургонами для размещения технологического и компрессорного оборудования.
Технологическая машина станции АКДС-70М в кузове 2201
Тяжёлая компрессорная установка с кузовом-фургоном 2202Величайшее распространение получили тягачи КрАЗ-221/221Б, вкалывавшие с полуприцепными аэродромными топливозаправщиками ТЗ-22 с цистернами на 22 тысячи литров авиационного керосина, автономными насосными станциями и задними кабинами управления.
Седельный тягач КрАЗ-221Б с двухосным полуприцепом ТЗ-22 для механизированной заправки самолетовС 1959 года на КрАЗе-219 монтировали 10-тонный дизель-электрический кран К-104, какого вскоре переменил 16-тонный многоцелевой вариант К-162. Оба предназначались в ракетных сильях, где их использовали для перегрузки тяжёлого ракетного оборудования на стартовых позициях.
Дизель-электрический автокран К-162 с приводом пролетария оборудования от четырех электромоторовНа заглавной фотографии – жидкая пусковая 250-мм установка тактического комплекса «Коршун» на шасси ЯАЗ-214 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных сильев и сильев связи в Санкт-Петербурге.

0 комментариев